Частные диализные центры объединились в отдельную ассоциацию

В России создана Ассоциация медицинских организаций по нефрологии и диализу (АМОНД), учредителями которой стали частные диализные центры, оказывающие медицинские услуги по гемодиализу и перитонеальному диализу. Одна из целей объединения – борьба за более справедливые тарифы на оказание диализной помощи, которые после выхода новых методических рекомендаций ФОМС в некоторых регионах упали в 1,5–2 раза. Участники рынка апеллируют к тому, что попытка уложиться в эти тарифы несовместима с качеством, а работать в убыток они не могут.

На сайте ассоциации размещено обращение президиума, в котором сказано, что выделяемые территориальными фондами ОМС средства не учитывают рост числа больных в течение года, многие важные компоненты диализной услуги не финансируются, наблюдается большая разница в обеспечении региональных программ заместительной почечной терапии, значимая разница в тарифах на диализ и сопутствующую терапию. Например, по 43 клинико-статистическим группам (КСГ) разница в тарифах между субъектами РФ составляет 10 раз.

«В прошлом году где-то не хватало денег, и, когда руководители регионального здравоохранения обращались с просьбой потерпеть, мы шли на это с мыслью, что мы часть здравоохранения и должны переживать трудности вместе. Но в марте вышли новые рекомендации ФОМС по формированию тарифа, из которых исчезла строка о стоимости обычного диализа (это была конкретная цифра, которая рекомендована Федерацией, – около 6 тыс. руб. на 2017 г.), зато остались коэффициенты.  И хотя в рекомендациях нигде не написано, что тариф можно снижать, некоторые регионы, например Тюменская область, Пермский край, посчитали, что теперь они имеют право устанавливать размеры коэффициентов и таким  образом влиять на базовые тарифы. В итоге в ряде регионов тарифы оказались ниже прошлогодних: в Тюменской области – в два раза, в Пермском крае – в полтора», – прокомментировал ситуацию председатель Наблюдательного совета АМОНД, медицинский директор сети диализных клиник «Б.Браун Авитум Русланд», доцент кафедры «Нефрология» МГМСУ им. А.И. Евдокимова Валерий Шило.

Помимо тарифов, по его словам, профессиональные общественные организации должны участвовать в разработке и экспертизе нормативно-правовых актов. «Экспертиза нормативно-правовых актов Минздрава, которые выходят в последнее время, очень слабая. При этом продолжают действовать старые нормативно-правовые документы, принятые очень давно. Например, хотя сейчас для каждого пациента ведется электронная история болезни, продолжает действовать норма о необходимости использовать бумажный температурный лист. Противоречия между документами достигли такого уровня, что работать в правовом поле стало практически невозможно. Подобный правовой вакуум создает почву для злоупотреблений со стороны страховых медорганизаций и контрольно-надзорных органов, поэтому конфликтные ситуации возникают постоянно», – уточнил Валерий Шило.

В качестве примера некачественно написанного документа он приводит 203-й приказ, в котором не регламентирован диализ, а только почечная недостаточность и только в отношении стационарных пациентов. Тем не менее именно этот приказ применяется для оценки деятельности негосударственных диализных центров.

Гемодиализ в России получают примерно 45 тыс. пациентов, ежегодный прирост составляет 10%. На 80% потребности в этой процедуре обеспечивают негосударственные медицинские центры. В проектах государственно-частного партнерства в области гемодиализа и перитонеального диализа участвует более 120 негосударственных медорганизаций.

«Диализ – это «тяжелый хлеб», как и вообще работа в ОМС по ГЧП, поэтому собственный диализ государство не развивает. Да и как его развивать по существующим тарифам? Главные врачи за голову хватаются, так как расходные материалы и весь комплект стоит 5400 рублей, а в некоторых регионах тариф понизили до четырех с чем-то тысяч рублей.  Медицинские организации по диализу объединяются, чтобы защищать права в первую очередь пациентов. Потому что манипуляции с тарифами и эти вот приказы, к сожалению, помощь не улучшают», – считает Валерий Шило.

В общей сложности в уставе АМОНД значится около десятка целей, включая повышение квалификации персонала; унификацию требований к созданию, оснащению, управлению диализными клиниками, качеству диализной процедуры, единых требований к ведению медицинской документации и т.д. «Новая ассоциация надеется на позитивное взаимодействие с органами управления здравоохранением как в центре, так и на местах, обладает позитивной повесткой и рассчитывает предупреждать возможные  конфликты в отрасли», – подчеркнул председатель ее Наблюдательного совета.

Ответить